предыдущиевступление раз
два
раз
два
три
четыре
пять
шесть
семь
***
- Дождь, - негромко сказал лехта Ралица, возвращаясь взглядом к тому окну, где круг времени назад закручивал листья на решетке. - С ветром и пылью. Плохо.
Они оба озадачивались - что это был за неуместный скребущийся звук - фиксировал Тальхар. Хорошо так позабытый звук. Конечно, дождь. Дождь и жестяные водостоки... Свежий провал... и много, много мелких рек с зараженной территории, которые будут течь. И просачиваться. В реку Крэжту... и так до самого города и его серьезно перенаселенных новых заречных окраин...
Окно запотевало. Тальхар смотрел в окно. Тальхар думал: они только что построили мост. Сложный мост. Давшийся ему не проще, чем вот та
осмысленная вещь - лебедка передвижного чистильщиков. Они построили, Тальхар видит, мост прочный. И теперь он будет его старательно ломать собственными усилиями:
дальше?- Плохо, - отозвался Тальхар. - Вы ведь... в секторе над Раштонкой живете?
- Ниже, - лехта Ралица пояснил ему невозмутимо. Невозмутимо и продолжал. - Я же семейный. И это... беженец. По другую сторону речки Рашты, ну... где местным храмовым теоретически позволили самострой.
"Срань", - без голоса, но очевидно выдохнул Тальхар. Он понимал. Он глазами видел карту, не вызывая ее в памяти. Значит, с гор - в речку Злашенку и в речку Марицу, потом все это вниз, в речку Рашту, потом все это на "подтопляемые" земли другого берега, что с недавних пор заселены слишком густо... Потом собрался. Вернул поближе к памяти, о чем придется говорить:
- И как обстановка? Над Раштонкой и ниже.
- В пределах... относительного выживания. Там получилось так, что довольно много детей - и мы стараемся выполнять свои основные обязанности. Если у вас получится выбить нам содействие, я вас безразмерно поблагодарю.
- Не могу обещать, - сухо вернул эль'ньеро Тальхар. Еще раз понадобилось вдохнуть. И назвать – то, что сидело глубоко занозой. И с чего придется ломать мост. - А в дальнем от нас секторе Алтарильда бунт... - и запнуться. Лехта Ралица... даже не то, чтобы вернул жестом. Так, отметил для себя пальцами "знаю".
Тальхар позволил себе заметно удивиться. Еще бы. Как он точно знал – сектор Алтарильда от сектора Ставист-рьен был дальним не только по общему именованию. Чтоб туда добраться, пришлось бы потратить не один день, хорошо если не круг дней. Да и добраться туда смог бы только тот, кто имел разрешение… хотя бы на посещение базы переходов Сердца Мира. Иных выходов до помянутого сектора Тальхар точно не знал. Слухи, конечно, ходят быстрее, но чтоб настолько. Он озадаченно рассмотрел Ралицу и услышал вслух:
- Знаю. У нас... есть свои каналы передачи информации.
- Неплохо, - собрался Тальхар. Очевидно, что "свои каналы" не раскроют и в этом нет смысла. - Тогда перейду сразу к вопросу: вы живете в месте, где очевидно опасно и неспокойно. Я хочу, чтобы вы мне ответили. Как по вашим расчетам, сколько времени потребуется здесь? Когда выступления типа мятежа угрожают нам?
- Полагаю... при сохранении нынешней обстановки, не меньше звездного года у нас здесь есть, - лехта ответил без паузы. Невозмутимо. И продолжил. - Пока большая часть разумных в ближайших к нам и к Раште окрестностях почему-то рассчитывает, что привычный им мир, даже с этими пришлыми, сохранит какое-то привычное состояние. Меньшая часть разумных недавно вышла из бездны - это адекватное описание - и пока готова держаться хоть за что-то прочное. Хоть за кусок заливного берега Рашты. Но если все продолжит сыпаться, судя по тому, что вы сказали - оно продолжит и никто этим не займется... в городе Крэжта слишком много детей и людей, и им уже страшно. А будет еще страшнее. Рано или поздно кто-то устанет. Дальше... я позволю себе не предполагать?
- И вы… можете устать? - спросил Тальхар. Подумав отдельно: а он уверен, что Ралице известно, кто... по его терминологии, первым устал в секторе Алтарильда. Согласно его информации, бунт подняли лехтев. (...это было невозможно. И это было.) И он зря еще думал это сейчас, мысль столкнулась - со спокойным ответом лехта Ралицы:
- И мы можем. Я иногда точно могу.
Столкнулась - и высекла искры:
- Что ж... Остается рассчитывать, что когда это начнется... и когда мне - или, например, Харрату, придется поворачивать боевое оснащение Легиона и чем мы там будем располагать против грохнувшего мятежа, - он опять же не знал, передают ли эти "свои каналы" внутренние хроники Службы наблюдения общества. Если не передают, мог позавидовать. Если передают... с другой стороны - посчитать и озадачиться, - что лично ты будешь на наиболее дальнем от нас участке. Или лично вы.
- Неверно, эль'ньеро Тальхар, - снова невозмутимо вернул ему Ралица. - Полагаю, если у нас грохнет, мы окажемся все плечом к плечу. Там, - рукой он махнул вбок и за спину. Тальхар понимал... очень медленно понимал –что указывал лехта туда, в сторону разлома бывшего "Тоннеля". Самых глубин. - В удручающе бессмысленной попытке удержать эту землю в хоть насколько-то прочном состоянии. Представляете, сколько этот мир продержится минимально пригодным для жизни, если здесь шарахнет мятеж с необходимостью расчехлять боевое оснащение? Особенно если дотянется - до Остроугольной башни в Крэжте?
Эль'ньеро Тальхар представлял.
"Тогда я и увидел камень", - мог сказать он. Круглый камень, размером гораздо больше, чем все горы Старого Плато - он держался, он держался каким-то чудом, зацепившись - там, на верхнем холме Крэжты, над Остроугольной башней и над всем существующим миром... Он держался. Он нависал. И сейчас Тальхар очень четко видел, как это будет, если этот камень сорвется. Покатится, всей тяжестью ударит - в трещину - и мир расколется окончательно, и ничем больше не удерживаемая вечная вода Пространства Снов хлынет - из каждой дыры и каждой трещинки, от провала "Тоннель" до мельчайшей осыпи и личных переходов - и затопит - все и насовсем. И он, Проявляющий-Roijthu не будет знать и не хочет думать, сможет ли ее остановить хоть Тот, кто держит все земли Таирианнон. В опыте этого не случалось. Случались мертвые земли и он изучал, на что они похожи. Но лехта прав, что им осталось - они будут пытаться. Удержать то, что сумеют.
"Лехта не "прав", - чуть через выдох подумал Тальхар. Ралица смотрел за окно на дождь и присутствовал. И почему-то Тальхар был уверен - лехта видел Раштонку. Все нижнее течение, все заливные луга, пущенные под застройку. - Лехта просто уже пробовал".
...В тот день Тальхар бы не поверил, что – да, пройдет больше звездного года, под пару звездных, и он будет стоять немногим ниже Остроугольной башни. С нижнего северного входа Высшего восстановительного города Крэжта, в приемной мертвых. По-прежнему видеть камень. И думать, что стоит в глубоко невозможном. Совсем внешней мыслью.
...Это почти невозможно - обычному разумному - увидеть во время своей жизни одного из Властных мёртвым. Но увидеть здесь, на земле Ставист-рьен, объединенную комиссию, расследующую все обстоятельства катастрофы "Тоннеля", эль'ньеро Службы наблюдения Приливов Тальхар эс Тркач роэ'Хорн полагал - в полной чистоте разума - более невозможным.
Однако это был внутренний зал приемной мертвых, где ничего не напоминало о подчеркнутой скорби, и все - о рядовой лаборатории, он, Тальхар, стоял и разглядывал выдвинутые... буры анализатора, как малый круг времени назад - скорбный черно-желтый орнамент на двери, за которую его допустили и указали проходить сразу в нижний лабораторный корпус. А рядом стоял глава прибывшей комиссии Рьен'галь Эс'Хорн, что и позвал его сюда, обеспечив допуск. "Раз я вас желаю впрячь, как эксперта, способного внятно описать текущую обстановку и проведенные меры - я без лишних телодвижений зову вас работать свидетелем, - еще три круга дня назад - под самый рассвет - командовал он с общего экрана связи. Так командовал, что Тальхар проснулся за полтора выдоха... а к концу речи очень захотел немедленно быть где-то в пределах "островка" в южных секторах карантинной территории "Тоннеля": до серьезного поражения Thairien там можно полтора дня просидеть, но доставать - ни одна сволочь не сунется. Но мечты были тщетны, а не прервавшийся Рьен'галь продолжал. - Эль'ньеро полевой службы чистильщиков с вашим послужным списком из усвоенной нами Семьи - примерно то, что мне нужно. Я сгрузил вам основные пункты, ознакомьтесь. Жду вас к сроку в статусном восстановительном, у анатомички". Срок старший комиссии отвел такой, что удивиться Тальхар ничему не успел. А было можно.
Он прибыл. Они стояли. А ллаитт некогда айе Ставист-рьен лежал. Мертвый. Еще более белый, чем обычно. Грязный и поломанный - точно подумал для себя Тальхар. И к некогда ллаитт- кажется, Тальхар все-таки это увидел сразу - уже примеривался какой-то местный сотрудник - упаковать и раскрыть для дальнейших исследований.
Что ж, это многое объясняло бы - даже если бы Тальхар смог не изучить и не запомнить изученные основные пункты данных предварительного расследования комиссии. Расследования, начатого Правящим домом с заявления о необходимости дополнительного выяснения обстоятельств катастрофы "Тоннеля". Что было начато предварительно освобожденной из заключения Алакестой а'Лайетт. А главное – на основании личного обвинения аль'эртай Службы наблюдения общества, Съеррейна а'Лайетт айе Таирианнон – в адрес вот этого бывшего властного.
Об итоге много говорила обстановка: мертвого Дэриала а'Лайетт разрешено было счесть материалом. Заслуженно, мог так же отметить эль'ньеро "чистильщиков" Тальхар, который основные пункты внимательно изучил. Крайне заслуженно. Жаль, что это мало, что для них изменит. В лучшую сторону.
@темы:
сказочки,
Те-кто-Служит,
Тейрвенон,
глина научит