NAVIGARE NECESSE EST, VIVERE NON EST NECESSE][Я шел домой. И я попал домой.(с)]Должен же кто-то, ягодка, быть плохим
и, конечно, очень хочу спать. и сейчас пойду... но пусть оно тут лежит.
предыдущее тутwww.diary.ru/~ingadar/p151687301.htm
www.diary.ru/~ingadar/p152808500.htm
www.diary.ru/~ingadar/p153213902.htm
www.diary.ru/~ingadar/p153377348.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163459107.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163516211.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163545343.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163614154.htm
www.diary.ru/~ingadar/p164256663.htm
www.diary.ru/~ingadar/p164336332.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166672421.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166731112.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166776460.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166811911.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167029819.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167134640.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167157328.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167296853.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167617147.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169230304.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169322053.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169371159.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169403017.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169507057.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169701769.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169813399.htm
www.diary.ru/~ingadar/p170164737.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171242263.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171587249.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171872376.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171907804.htm
www.diary.ru/~ingadar/p172985284.htm
www.diary.ru/~ingadar/p173442051.htm
www.diary.ru/~ingadar/p173506392.htm
www.diary.ru/~ingadar/p173825903.htm
ingadar.diary.ru/p174266982.htm
ingadar.diary.ru/p175730829.htm
ingadar.diary.ru/p175898033.htm
ingadar.diary.ru/p176340262.htm
ingadar.diary.ru/p176573235.htm
продолжение. извините, там начинается очень большой - и по мне страшный на всем протяжении - вбоквелл. Про далиенский конфликт.
Да, с точки зрения сюжета он тут пришит белыми нитками. Но он хотел быть тут, и будет тут.
Я роняю светлый образ борцов за свободуметодами кровавой гэбни, ага. Но эта песня есть - и из нее я ни слова не выкину.
поехали
***
(Взгляд в сторону: Далия)
Их было тридцать четыре. Учеников, которых из Школы на Пустошах взрослые и ответственные за них забрать не сумели. По различным причинам. Были те, кому отдаленная местность в ситуации повышенной напряженности казалась более безопасной. Были те, от кого просто не поступало ответа. Возраста младшие были разнообразного. От Айхо и Шедди, не так давно подступивших к своему первому звездному году, до Шаирьки эс Гаэт айе Далия, да и Саайре, что в эту осень встречали бы свой выпуск…
По традиции – отвечать за принятого в наставничество должно принявшему…А принявших в той же школе… Старшему преподавателю теи-лехта Ллеаннэйр и оставалось считать. Количество наставников. На пальцах хватит пол-ладони высокого счета. Если туда уже не считаются ньера Лейвор, отбывший по делам обеспечения Школы в Старшее отделение профессионального образования территории Пустошей на Сорлехе (…еще до войны) – и так и пропавший со связи где-то в Озерных. И лехта Тайлорн, отбывший уже позднее, когда стало ясно – это не кончится быстро. И мирно это тоже не кончится. (…иногда – совсем редко – тянет потратиться. Дотянуться. Понять единственное: живы.)
Последнее можно – нужно – старшему преподавателю понимать в полном объеме всей головой. Так, как понимает Льеанн, что молча считает на пальцах в недавнем разговоре лехта Тхаио. Ему трех пальцев не хватает – до того, чтоб выпрямить: полная ладонь. Молча – но не так, как он обычно молчит. Тех, кого знал – на землях Озерного. И кого больше нет. Умерли. Убиты. В Озерном, где поначалу считалось безопасно. Даже отходить туда предполагалось. Сейчас – уже не предполагается. Транспорта, впрочем, сколько-нибудь доступного нет. Не предусмотрено. Возможно, к лучшему.
Возможно. Где именно сейчас убивают – неизвестно. Общая связь отсутствует. И будет отсутствовать. Отдельные ее каналы на Далии не спешили проращивать и поддерживать. Особенно до Сорлеха. Зачем лишние траты, если поставленная Башня вполне обеспечивала все – от общего передающего до прямой мгновенной. К сожалению, у Башни в период боевых действий совершенно другие задачи. Которые она выполняет. Как – и живы ли там – тоже неизвестно.
(…да, Льеанн приходится отдавать себе отчет: она дотягивается – как наши, отправившиеся – живы? Как есть сейчас те, кого еще помнит – на полный выход, так, чтоб можно было проверить. С военными возможностями автономного существования личного внутреннего. У гражданского…
Льеанн дотягивается – в редкий срок свободного личного времени. И отдает отчет, называет себе словами, что делает это вместо того, чтоб просто выдыхать и смотреть в стену. И думать: «Нин-Найр будет смеяться – а еще я совсем забыла точную формулировку, как это сказано в Уставе Службе Защиты. Что она повторяла – помню. Как сидела. Что на окне сушилось. А словами воспроизвести не могу. Сталкиваются. Когда Служба Защиты Башни ведет активные боевые действия, для ее подчиненных служб перекрыты все внешние каналы связи, включая личные. Неважно, что это за службы». Формулировку Льеанн знала – и все равно проверила. Да – была стена. Такая же темная – как вот этого своего дома. Куда в личное время – вот, ей остается только сесть. Смотреть. Не думать. Просто думать про себя: «Переживем – расскажу».
В первый вечер, когда встретила стену – пришел Тхаио. Как слышал. Возможно, слышал. Сидел рядом. Молчал. Потом говорили. О том же. Школьном. )
Системы автономного жизнеобеспечения в профессиональных школах для не достигших полного совершеннолетия нормами предполагаются. «Учебное заведение, расположенное на обозначенном не слишком значительном расстоянии изоляции должно быть обеспечено продуктовыми ресурсами на большой круг дней, на него же – необходимыми невосстановимыми ресурсами, потребными для обучения. Также быть оснащено системой автономного жизнеобеспечения, способной работать обозначенные сроки. Особенно в случае постоянного проживания воспитанников». Вот эти инструкции с их официальными формулировками на память воспроизводятся почти дословно. Все было. Только под гору катился уже третий большой круг дней – с тех пор, как обязательные поставки прекратились. Предвидеть такого поворота инструкции явно не могли. А оставшимся ответственным Наставникам – приходится. Работать.
Есть с кем, есть с чем. Вполне… эффективное сотрудничество тридцати четырех подрастающих разумных, которым естественно очень хотеть есть; знания местных специалистов, на что тут можно охотиться, личных внутренних знаний и подготовленного пространства для выращивания съедобного и полезного – ну… и таланта Тхаио, готового быстро и качественно превращать любой «продуктовый ресурс» в съедобное. Стоит также учитывать качественно налаженное водоснабжение, работающие генераторы… и подопечных лехта Тайлорна, способных делать максимально… доступное – например, самостоятельно налаживать очистную систему. В нынешнем состоянии «природных условий» - этого хватает. Придет ли поддержка… доживут ли они до зимы – воля Многоликого – а пока должно рассчитывать, что доживут. Что доживут здесь и вот так. Проверять работоспособность резервных генераторов и делать запасы. И учить детей. Старшим выпускаться скоро, младшим – в свой черед.
И времени посмотреть в стену у старшего преподавателя теи-лехта Ллеаннэйр эс Хэрмэн айе Ойхо очень мало. В данных условиях – к лучшему. Все то, что глубже – конечно, надо продышать. Но резервы есть – а время будет потом…
А пока – тем вечером, в личное время, на пороге дома замирает Охотник Шедди. Льеанн помнила, как несколько малых кругов дней попросила этого одного из самых младших научить команду добытчиков охотиться на здешних птиц, о которых промысловая команда знала мало… Назвала Охотником - и вот, как оказалось дала ему мелкое внутреннее имя.
А Льеанн посчитает: за это время он сильно изменился. А сейчас сразу – и намного больше.
…А Шедди эс Сайви айе Далия, Шедди Охотник стоит на пороге дома преподавательницы Благовонной Гадюки – теи-лехта Ллеаннэйр – а в голове звучат отдельно страшные истории о колдовских пришлецах и отдельно совсем чужих, кто крови вообще не человеческой, их колдовского народа. Которые любил послушать. Когда не разгоняли взрослые, когда пускали в круг Приблудыша… бывало редко, потому и помнилось. Не крепче – сейчас уже не крепче – резкого голоса: «Чушь! Лехтев – люди. Живут, делают свое дело. Со мной вторым техником один работал. В такую жопу, мелкий, Проявляющего не затащишь». И еще, потом: «Ну, служат… вот когда так плохо – хоть помирай – тогда к ним и иди… если больше не к кому». И за горло цепляется – колючее, злое, и вместо просьбы войти – гостя Гадюка уже заметила, смотрит – получается главное:
- А Сайви умерла. Убили. Деревенские. Она… совсем слепая была уже. Вы ничего не говорите, лехта. Можно – я у вас посижу?
«Можно. Проходи», - это она отвечает жестом. У Шедди получится - зайти, снять обувь. Выпрямиться. Увидеть огонь. Жаровню. Сесть. Смотреть на огонь. Близко – так, чтоб горячо было. А лехта – ничего. Сидит, травы перебирает. Обтрясает, шуршит. Вот, на полу, в ковре, стебли зацепились – наверно, уже не нужные. В огонь положить.
А Благовонная Гадюка так же молча, жестом, очень понятным, показывает: где щепки... уголь - что если хочешь, можно жечь. Она молчит... она слушает... слушается того, что ты попросил. И что-то застрявшее внутри это... необыкновенное - тряханет и вытряхнет. Как занозу - из нарыва. Можно... на беспомощном перебое дыхания - протянуть к ней руки. Жестом - призыва и просьбы.
- Я здесь, ньера Шедди, - говорит храмовая. - С тобой. Я могу - помочь тебе вспоминать и назвать обратно. Если ты этого хочешь.
Отдать ей: «Да…»
...И тишина становится разделенной. Общей. Как то, что вспоминает – чем делится храмовая.
Потому что встречать запросившую о личной встрече и просьбе старшую ответственную одного из претендующих на поступление с предпоследним летним набором выпало старшему преподавателю теи-лехта Ллеаннэйр. По негласному решению совета Школы сложные случаи согласования отправлялись к ней, ньера Лейвор шутил еще: проверялись об нее на прочность. Этот - оказался достаточно прочным.
…Льеанн помнит. Как в общий зал приемной "сторожки" входит... Очень прямая, очень высокая… Четко - отдельной первой мыслью: "Я ей в опорную полосу нашивок буду смотреть". Потому что все - шаг, слитность движений, манера держать спину - так говорят, что... Льеанн приходится присмотреться, протереть глаза и еще раз присмотреться: в гражданском. Это определить себе с большим удивлением: в гражданском. Синем. Очень - прямая... и очень красивая. Резкой, резной такой красотой, которой не мешают - штрихом ложатся - въевшиеся, проваленные шрамы от "спаек" спецкостюма. («Почему - в гражданском?»). И с первого взгляда - она так... подходящего роста и вида – чтоб смотреть настолько сверху: ухватит собеседника и как не замечает его. Удобно - с таким ростом смотреть свысока...
Это - первым взглядом, меньше двенадцатой выдоха. Второй поймает спрятанное и каменное напряжение – сразу всего лица... Неправильное – как на ней гражданское. Последовательно. Четкая и… вычищенная. Еще до невероятного, точно – уставная стрижка, сверяй самый придирчивый. А на щеке – пятно. Зеленое. Заметное. Если смахнуть, не глядя, с щеки травяную мушку, которых тут летом пропасть, обзавестись не трудно. Трудней не заметить – обе двери административной «сторожки» стеклянные. Зеркальные.
…А вот если смотреть на мир – в основном – внешним обзорным личного внутреннего – таких… частностей он не проверяет. И да – требует изрядного напряжения и расхода ресурса. Это быстро – молнией. До того, как посетительница заговорит. Четкий, очень чистый официальный средний фаэ.
- Светлого дня, старший преподаватель теи-лехта Ллеаннэйр эс Хэрмэн айе Ойхо. Я, Сайви эс Солья айе Рианн-Хёльт пришла вас просить. О Шедди эс Сайви айе Далия, за которого я отвечаю, - он не сбивается. Четкий – для рапорта – голос. – Если я вправе вас просить.
Сначала Льеанн ответит:
- Я слушаю. Проходите, сядьте, - а отдельно отследит. Это естественно – фоном ловить присутствие личного внутреннего. Помогает знать сразу, кто твой собеседник и как с ним заговорить. А вот полностью открытый внешний доступ: вы вправе увидеть открытую историю моей жизни… в меру своих полномочий – в разговоре настолько условно официального порядка предоставляется крайне редко. Она договорит последнее – и предоставит. А хватило бы и обыкновенно доступной информации, чтоб сложить историю. Звания – которое так отчетливо должно быть рядом с именем, что на выдохе назовешь. Его там нет. А их редко, крайне редко снимают с защищающих транспортную систему и границы великой и нерушимой.
Да – настолько редко, что отчетливо более медленные и резкие движения человека, больше не умеющего видеть, нельзя посчитать объяснением. Так, что Льеанн надо – выделить долю внимания и найти возможное объяснение в открытых данных. Остальное внимание отдать собеседнице и ее просьбе. Тем более что первую мысль – за запросом о поступающем Шедди эс Сайви – слова собеседницы лишь чуть позже, дословно – обозначат вслух:
- Шедди десять. Общих биологических. Одиннадцатый придет осенью. Я просмотрела доступные архивы вашей школы, оценила, что у вас есть подобный опыт и его качество. И… готова подать официальное прошение, - последние слова ей трудно даются.
А звание – Льеанн это считывает с открытых данных - действительно есть. Эр’тиер Сайви эс Солья айе Рианн-Хёльт. Летные. Крылья Башни Таркиса. Сектора, откуда к Тейрвенон прирастала Далия. ( «…наш-ши старш-шие», - подчеркнуто и распевно выговаривает это Нин-Найр, эс’тиер здешнего армейского восстановительного.) Льеанн вспомнит. И читает дальше. Верхние Крылья. Право участия в показательных полетах. Звание оставлено добровольно. В связи с удовлетворенным прошением об отставке. По причине травмы с необратимыми последствиями. Добровольный выбор места пребывания – Далия. Лечение…
(…Где? Где именно между знаков содержания официальной истории жизни укрылось неправильное?
Ко мне пришли с другим делом и другой просьбой. Сначала» .)
- У нас есть опыт подготовки младших наставляемых. По предварительным оценкам, успешный. Но – в малом количестве. Как вынужденное исключение. Как старший и ответственный вы просите первая. Разрешите вас спросить – почему именно мы?
- Разрешаю, - говорит она по-прежнему. Рапортом. – К сожалению, обеспечивать Шедди должный присмотр и безопасность я в состоянии значительно меньшее время, чем рассчитывала. Ваше учебное заведение – одно из немногих на доступной территории, которое заслужило моё внимание. И совпадающее… с областью его предположительных профессиональных интересов.
А подобрать обращение по ее выбору двенадцатую выдоха непросто. Как сказать все целиком:
- Ньера Сайви, я – как лехта и здешний Наставник – хочу вам задать один личный вопрос, - «Да?» - чертит рука очень собранный жест над поверхностью столешницы. И Льеанн задаст. – Причина этого профессионального интереса – вы?
И Льеанн нужно все умение – поймать, как резко и быстро, как целиком она отследит этот… источник звука. Так – словно вот сейчас – видит. Просто – видит. И не замедлит:
- Да. Я, - и чуть-чуть отпускает себя этот тон рапорта. Внезапно… - Он умеет отвечать за свои слова. Интересно – что у него получится?
…И здесь придется прерваться, потому что так – на перебое выдоха захлебнется Шедди – чем с ним делятся, слеза – другая – и соберется. Отчеканить:
- Я… обязательно, Сайви… - а потом посмотрит на храмовую. Через огонь жаровни. – Да. Из-за нее…
предыдущее тутwww.diary.ru/~ingadar/p151687301.htm
www.diary.ru/~ingadar/p152808500.htm
www.diary.ru/~ingadar/p153213902.htm
www.diary.ru/~ingadar/p153377348.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163459107.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163516211.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163545343.htm
www.diary.ru/~ingadar/p163614154.htm
www.diary.ru/~ingadar/p164256663.htm
www.diary.ru/~ingadar/p164336332.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166672421.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166731112.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166776460.htm
www.diary.ru/~ingadar/p166811911.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167029819.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167134640.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167157328.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167296853.htm
www.diary.ru/~ingadar/p167617147.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169230304.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169322053.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169371159.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169403017.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169507057.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169701769.htm
www.diary.ru/~ingadar/p169813399.htm
www.diary.ru/~ingadar/p170164737.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171242263.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171587249.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171872376.htm
www.diary.ru/~ingadar/p171907804.htm
www.diary.ru/~ingadar/p172985284.htm
www.diary.ru/~ingadar/p173442051.htm
www.diary.ru/~ingadar/p173506392.htm
www.diary.ru/~ingadar/p173825903.htm
ingadar.diary.ru/p174266982.htm
ingadar.diary.ru/p175730829.htm
ingadar.diary.ru/p175898033.htm
ingadar.diary.ru/p176340262.htm
ingadar.diary.ru/p176573235.htm
продолжение. извините, там начинается очень большой - и по мне страшный на всем протяжении - вбоквелл. Про далиенский конфликт.
Да, с точки зрения сюжета он тут пришит белыми нитками. Но он хотел быть тут, и будет тут.
Я роняю светлый образ борцов за свободу
поехали
***
(Взгляд в сторону: Далия)
Их было тридцать четыре. Учеников, которых из Школы на Пустошах взрослые и ответственные за них забрать не сумели. По различным причинам. Были те, кому отдаленная местность в ситуации повышенной напряженности казалась более безопасной. Были те, от кого просто не поступало ответа. Возраста младшие были разнообразного. От Айхо и Шедди, не так давно подступивших к своему первому звездному году, до Шаирьки эс Гаэт айе Далия, да и Саайре, что в эту осень встречали бы свой выпуск…
По традиции – отвечать за принятого в наставничество должно принявшему…А принявших в той же школе… Старшему преподавателю теи-лехта Ллеаннэйр и оставалось считать. Количество наставников. На пальцах хватит пол-ладони высокого счета. Если туда уже не считаются ньера Лейвор, отбывший по делам обеспечения Школы в Старшее отделение профессионального образования территории Пустошей на Сорлехе (…еще до войны) – и так и пропавший со связи где-то в Озерных. И лехта Тайлорн, отбывший уже позднее, когда стало ясно – это не кончится быстро. И мирно это тоже не кончится. (…иногда – совсем редко – тянет потратиться. Дотянуться. Понять единственное: живы.)
Последнее можно – нужно – старшему преподавателю понимать в полном объеме всей головой. Так, как понимает Льеанн, что молча считает на пальцах в недавнем разговоре лехта Тхаио. Ему трех пальцев не хватает – до того, чтоб выпрямить: полная ладонь. Молча – но не так, как он обычно молчит. Тех, кого знал – на землях Озерного. И кого больше нет. Умерли. Убиты. В Озерном, где поначалу считалось безопасно. Даже отходить туда предполагалось. Сейчас – уже не предполагается. Транспорта, впрочем, сколько-нибудь доступного нет. Не предусмотрено. Возможно, к лучшему.
Возможно. Где именно сейчас убивают – неизвестно. Общая связь отсутствует. И будет отсутствовать. Отдельные ее каналы на Далии не спешили проращивать и поддерживать. Особенно до Сорлеха. Зачем лишние траты, если поставленная Башня вполне обеспечивала все – от общего передающего до прямой мгновенной. К сожалению, у Башни в период боевых действий совершенно другие задачи. Которые она выполняет. Как – и живы ли там – тоже неизвестно.
(…да, Льеанн приходится отдавать себе отчет: она дотягивается – как наши, отправившиеся – живы? Как есть сейчас те, кого еще помнит – на полный выход, так, чтоб можно было проверить. С военными возможностями автономного существования личного внутреннего. У гражданского…
Льеанн дотягивается – в редкий срок свободного личного времени. И отдает отчет, называет себе словами, что делает это вместо того, чтоб просто выдыхать и смотреть в стену. И думать: «Нин-Найр будет смеяться – а еще я совсем забыла точную формулировку, как это сказано в Уставе Службе Защиты. Что она повторяла – помню. Как сидела. Что на окне сушилось. А словами воспроизвести не могу. Сталкиваются. Когда Служба Защиты Башни ведет активные боевые действия, для ее подчиненных служб перекрыты все внешние каналы связи, включая личные. Неважно, что это за службы». Формулировку Льеанн знала – и все равно проверила. Да – была стена. Такая же темная – как вот этого своего дома. Куда в личное время – вот, ей остается только сесть. Смотреть. Не думать. Просто думать про себя: «Переживем – расскажу».
В первый вечер, когда встретила стену – пришел Тхаио. Как слышал. Возможно, слышал. Сидел рядом. Молчал. Потом говорили. О том же. Школьном. )
Системы автономного жизнеобеспечения в профессиональных школах для не достигших полного совершеннолетия нормами предполагаются. «Учебное заведение, расположенное на обозначенном не слишком значительном расстоянии изоляции должно быть обеспечено продуктовыми ресурсами на большой круг дней, на него же – необходимыми невосстановимыми ресурсами, потребными для обучения. Также быть оснащено системой автономного жизнеобеспечения, способной работать обозначенные сроки. Особенно в случае постоянного проживания воспитанников». Вот эти инструкции с их официальными формулировками на память воспроизводятся почти дословно. Все было. Только под гору катился уже третий большой круг дней – с тех пор, как обязательные поставки прекратились. Предвидеть такого поворота инструкции явно не могли. А оставшимся ответственным Наставникам – приходится. Работать.
Есть с кем, есть с чем. Вполне… эффективное сотрудничество тридцати четырех подрастающих разумных, которым естественно очень хотеть есть; знания местных специалистов, на что тут можно охотиться, личных внутренних знаний и подготовленного пространства для выращивания съедобного и полезного – ну… и таланта Тхаио, готового быстро и качественно превращать любой «продуктовый ресурс» в съедобное. Стоит также учитывать качественно налаженное водоснабжение, работающие генераторы… и подопечных лехта Тайлорна, способных делать максимально… доступное – например, самостоятельно налаживать очистную систему. В нынешнем состоянии «природных условий» - этого хватает. Придет ли поддержка… доживут ли они до зимы – воля Многоликого – а пока должно рассчитывать, что доживут. Что доживут здесь и вот так. Проверять работоспособность резервных генераторов и делать запасы. И учить детей. Старшим выпускаться скоро, младшим – в свой черед.
И времени посмотреть в стену у старшего преподавателя теи-лехта Ллеаннэйр эс Хэрмэн айе Ойхо очень мало. В данных условиях – к лучшему. Все то, что глубже – конечно, надо продышать. Но резервы есть – а время будет потом…
А пока – тем вечером, в личное время, на пороге дома замирает Охотник Шедди. Льеанн помнила, как несколько малых кругов дней попросила этого одного из самых младших научить команду добытчиков охотиться на здешних птиц, о которых промысловая команда знала мало… Назвала Охотником - и вот, как оказалось дала ему мелкое внутреннее имя.
А Льеанн посчитает: за это время он сильно изменился. А сейчас сразу – и намного больше.
…А Шедди эс Сайви айе Далия, Шедди Охотник стоит на пороге дома преподавательницы Благовонной Гадюки – теи-лехта Ллеаннэйр – а в голове звучат отдельно страшные истории о колдовских пришлецах и отдельно совсем чужих, кто крови вообще не человеческой, их колдовского народа. Которые любил послушать. Когда не разгоняли взрослые, когда пускали в круг Приблудыша… бывало редко, потому и помнилось. Не крепче – сейчас уже не крепче – резкого голоса: «Чушь! Лехтев – люди. Живут, делают свое дело. Со мной вторым техником один работал. В такую жопу, мелкий, Проявляющего не затащишь». И еще, потом: «Ну, служат… вот когда так плохо – хоть помирай – тогда к ним и иди… если больше не к кому». И за горло цепляется – колючее, злое, и вместо просьбы войти – гостя Гадюка уже заметила, смотрит – получается главное:
- А Сайви умерла. Убили. Деревенские. Она… совсем слепая была уже. Вы ничего не говорите, лехта. Можно – я у вас посижу?
«Можно. Проходи», - это она отвечает жестом. У Шедди получится - зайти, снять обувь. Выпрямиться. Увидеть огонь. Жаровню. Сесть. Смотреть на огонь. Близко – так, чтоб горячо было. А лехта – ничего. Сидит, травы перебирает. Обтрясает, шуршит. Вот, на полу, в ковре, стебли зацепились – наверно, уже не нужные. В огонь положить.
А Благовонная Гадюка так же молча, жестом, очень понятным, показывает: где щепки... уголь - что если хочешь, можно жечь. Она молчит... она слушает... слушается того, что ты попросил. И что-то застрявшее внутри это... необыкновенное - тряханет и вытряхнет. Как занозу - из нарыва. Можно... на беспомощном перебое дыхания - протянуть к ней руки. Жестом - призыва и просьбы.
- Я здесь, ньера Шедди, - говорит храмовая. - С тобой. Я могу - помочь тебе вспоминать и назвать обратно. Если ты этого хочешь.
Отдать ей: «Да…»
...И тишина становится разделенной. Общей. Как то, что вспоминает – чем делится храмовая.
Потому что встречать запросившую о личной встрече и просьбе старшую ответственную одного из претендующих на поступление с предпоследним летним набором выпало старшему преподавателю теи-лехта Ллеаннэйр. По негласному решению совета Школы сложные случаи согласования отправлялись к ней, ньера Лейвор шутил еще: проверялись об нее на прочность. Этот - оказался достаточно прочным.
…Льеанн помнит. Как в общий зал приемной "сторожки" входит... Очень прямая, очень высокая… Четко - отдельной первой мыслью: "Я ей в опорную полосу нашивок буду смотреть". Потому что все - шаг, слитность движений, манера держать спину - так говорят, что... Льеанн приходится присмотреться, протереть глаза и еще раз присмотреться: в гражданском. Это определить себе с большим удивлением: в гражданском. Синем. Очень - прямая... и очень красивая. Резкой, резной такой красотой, которой не мешают - штрихом ложатся - въевшиеся, проваленные шрамы от "спаек" спецкостюма. («Почему - в гражданском?»). И с первого взгляда - она так... подходящего роста и вида – чтоб смотреть настолько сверху: ухватит собеседника и как не замечает его. Удобно - с таким ростом смотреть свысока...
Это - первым взглядом, меньше двенадцатой выдоха. Второй поймает спрятанное и каменное напряжение – сразу всего лица... Неправильное – как на ней гражданское. Последовательно. Четкая и… вычищенная. Еще до невероятного, точно – уставная стрижка, сверяй самый придирчивый. А на щеке – пятно. Зеленое. Заметное. Если смахнуть, не глядя, с щеки травяную мушку, которых тут летом пропасть, обзавестись не трудно. Трудней не заметить – обе двери административной «сторожки» стеклянные. Зеркальные.
…А вот если смотреть на мир – в основном – внешним обзорным личного внутреннего – таких… частностей он не проверяет. И да – требует изрядного напряжения и расхода ресурса. Это быстро – молнией. До того, как посетительница заговорит. Четкий, очень чистый официальный средний фаэ.
- Светлого дня, старший преподаватель теи-лехта Ллеаннэйр эс Хэрмэн айе Ойхо. Я, Сайви эс Солья айе Рианн-Хёльт пришла вас просить. О Шедди эс Сайви айе Далия, за которого я отвечаю, - он не сбивается. Четкий – для рапорта – голос. – Если я вправе вас просить.
Сначала Льеанн ответит:
- Я слушаю. Проходите, сядьте, - а отдельно отследит. Это естественно – фоном ловить присутствие личного внутреннего. Помогает знать сразу, кто твой собеседник и как с ним заговорить. А вот полностью открытый внешний доступ: вы вправе увидеть открытую историю моей жизни… в меру своих полномочий – в разговоре настолько условно официального порядка предоставляется крайне редко. Она договорит последнее – и предоставит. А хватило бы и обыкновенно доступной информации, чтоб сложить историю. Звания – которое так отчетливо должно быть рядом с именем, что на выдохе назовешь. Его там нет. А их редко, крайне редко снимают с защищающих транспортную систему и границы великой и нерушимой.
Да – настолько редко, что отчетливо более медленные и резкие движения человека, больше не умеющего видеть, нельзя посчитать объяснением. Так, что Льеанн надо – выделить долю внимания и найти возможное объяснение в открытых данных. Остальное внимание отдать собеседнице и ее просьбе. Тем более что первую мысль – за запросом о поступающем Шедди эс Сайви – слова собеседницы лишь чуть позже, дословно – обозначат вслух:
- Шедди десять. Общих биологических. Одиннадцатый придет осенью. Я просмотрела доступные архивы вашей школы, оценила, что у вас есть подобный опыт и его качество. И… готова подать официальное прошение, - последние слова ей трудно даются.
А звание – Льеанн это считывает с открытых данных - действительно есть. Эр’тиер Сайви эс Солья айе Рианн-Хёльт. Летные. Крылья Башни Таркиса. Сектора, откуда к Тейрвенон прирастала Далия. ( «…наш-ши старш-шие», - подчеркнуто и распевно выговаривает это Нин-Найр, эс’тиер здешнего армейского восстановительного.) Льеанн вспомнит. И читает дальше. Верхние Крылья. Право участия в показательных полетах. Звание оставлено добровольно. В связи с удовлетворенным прошением об отставке. По причине травмы с необратимыми последствиями. Добровольный выбор места пребывания – Далия. Лечение…
(…Где? Где именно между знаков содержания официальной истории жизни укрылось неправильное?
Ко мне пришли с другим делом и другой просьбой. Сначала» .)
- У нас есть опыт подготовки младших наставляемых. По предварительным оценкам, успешный. Но – в малом количестве. Как вынужденное исключение. Как старший и ответственный вы просите первая. Разрешите вас спросить – почему именно мы?
- Разрешаю, - говорит она по-прежнему. Рапортом. – К сожалению, обеспечивать Шедди должный присмотр и безопасность я в состоянии значительно меньшее время, чем рассчитывала. Ваше учебное заведение – одно из немногих на доступной территории, которое заслужило моё внимание. И совпадающее… с областью его предположительных профессиональных интересов.
А подобрать обращение по ее выбору двенадцатую выдоха непросто. Как сказать все целиком:
- Ньера Сайви, я – как лехта и здешний Наставник – хочу вам задать один личный вопрос, - «Да?» - чертит рука очень собранный жест над поверхностью столешницы. И Льеанн задаст. – Причина этого профессионального интереса – вы?
И Льеанн нужно все умение – поймать, как резко и быстро, как целиком она отследит этот… источник звука. Так – словно вот сейчас – видит. Просто – видит. И не замедлит:
- Да. Я, - и чуть-чуть отпускает себя этот тон рапорта. Внезапно… - Он умеет отвечать за свои слова. Интересно – что у него получится?
…И здесь придется прерваться, потому что так – на перебое выдоха захлебнется Шедди – чем с ним делятся, слеза – другая – и соберется. Отчеканить:
- Я… обязательно, Сайви… - а потом посмотрит на храмовую. Через огонь жаровни. – Да. Из-за нее…
@темы: сказочки, Те-кто-Служит, Тейрвенон, Тильсенн
спасибо тебе, инги.
а живые - они для меня очень живые. поэтому и слова из этой песни выкинуть не могу.
Actinia, ага. и еще будет!)
рада, что...
И как порой не хватает жестового языка в повседневной жизни.
ага...