Сначала скажем, что при нормальной ситуации, где "все вещи и люди мира стоят на своих местах", вариант "лехта где-то понадобился своему Богу" — это крайне редкая ситуация. Но "саги крайне редко рассказывали о нормальных вещах". Пример подобного в тексте есть – и какой пример — это лехта Цюэ. Второй вопрос, что ситуацию накануне гражданской войны трудно назвать нормальной.
Прежде, чем говорить о типах заявок надо пояснить, что средний храмовый квартал
Потребовать лехта по этим поводам может любой разумный. Двумя основными способами. Первый - самостоятельно прийти в храмовый квартал, по мере сил описать проблему и потребовать специалиста. Например, как это делает Чешменка. Способ, используемый более, чем часто: обратиться к храмовым никогда не считается недолжным и в целом бесплатно. Храмовые на просьбу отказать технически не могут, исключения бывают - только в том случае, если лехтев готов отвечать головой, что его бог по данному запросу совсем другого мнения (см историю "Вода земли Ставиште", а также эпизод с Льеанн и Реингаи роэ'Нард).
Второй - это обратиться со своей проблемой в соответствующую структуру. До Золотого Мятежа и последовавших реформ, в результате которых Служба наблюдения Приливов окончательно оформилась как отдельная структура - в Службу наблюдения общества. Чтобы уже там разобрались, чье это дело - лехтев обычной специализации, лехтев отдельных ветвей, исключительно чистильщиков, лехтев и чистильщиков и проч. Теоретически обращение тоже бесплатное, практически... Во-первых, подразумевались суровые штрафы за ложный вызов. Во-вторых, на момент действия "Глина научит" Служба наблюдения общества, ее работа и контроль над ней возложены на местные власти (это традиционный способ, к которому все периодически сползает). И вопросы вызовов и оплат. бывало, решались со всем искусством местной бюрократии и прецедентного права. Потому возможны всякие эксцессы. Вроде - да, есть вероятность, что мы зевнули на территории taer, но нам крайне не хочется или светиться, что мы допустили такое на условно благополучной территории - получать взыскания, чреватые увеличением налогов, например, или платить охуенный штраф за ложный вызов. И платить за вызов редкого лехта-спеца в любом случае. Так что мы сделаем вид, что все в порядке, с территорией пусть местные лехтев как хотят, так и ебутся, если попробуют подать заявку — это все равно через нас. Нет, это не частый и не нормальный способ - но он мог существовать. И существовал.
Оформляется этот запрос через официальные структуры и все равно считается, что лехта призвал его бог. В отличие от ситуации, когда лехтев требовали люди. В услужение, например. Это в целом встречалось (см. "Вода земли Ставиште" и связанные истории).
При этом до реформ Алакесты в эти службы обращаться были вынуждены и лехтев. В случае, если при работе обнаруживали проблему (вроде, например, недолжной смерти). Или в случае, когда работа выходила за пределы их компетенций и требовались или специалисты из внешних структур - те же чистильщики, если обнаруженный провал требовалось
Еще раз напомню, средний храмовый квартал - это плюс-минус лехта так двадцать, наиболее востребованных ветвей специализации (которые в основном про разумных и их специфические повреждения или про мелкую диагностику повреждений границы мира живых). При этом в среднем очень часто ветвь специализации наследуется - хотя здесь,
Для лехта же отдельных ветвей специализации вероятность, что лехта потребуется его Богу и разумным в другом месте службы существенно выше. Но эти специализации уже не про нормальный порядок вещей - и по большей части не о живых и не для живых. А если объектом их деятельности выступают живые, тем это явно не понравится (Ножи там, Весы и все такое прочее).
Лехта такой специализации уважаемые читатели всего корпуса текстов хорошо знают - Ллеаннэйр эс Хэрмэн айе Ойхо, по своей базовой специализации. Еще назову лехта Тхаио, лехта Таэля
Эти специализации тоже наследственные, но распространенные в Тейрвенон существенно меньше. Например мест, где специализация zu-toёra считается наследственной, предполагаю, что во всей великой и нерушимой вряд ли больше десяти – причем на момент уже "Чести Семьи моей". И у храмовых этих ветвей значительно больше шансов, что жить этот лехта будет не на своем месте, а там, где понадобился Богу, и менять это место столько, сколько ему понадобится.
После Золотого Мятежа ситуация для них изменилась незначительно - в целом и до него старались, чтобы молодые специалисты до выхода на службу успевали освоить должное ремесло своей ветви и размножиться. Должные дети Льеанн это штука с длинными-длинными корнями.
Соответственно, когда разумные/лехтев оценивают, что ситуация такова, что требует вмешательства подобного специалиста, на него оформляется соответствующий запрос. Который по идее проходит через те же службы, но срочным порядком. До мест расположения и до конкретного лехта. Который и отбывает работать по запросу. Настолько, насколько потребуется.
Правда это в мире здорового человека. А существуют, увы, пространства вроде славного города Мьенже и он такой, увы, не один. Повторю, что в нормальное время в нормальном месте, допущенное на территории нечто недолжное - повод для штрафа и нудного разбирательства. Которого на некоторых территориях - да, пытались избежать путем заметания под коврик. По своим каналам лехтев могли передавать информацию, что и как, но возможности вмешаться у них были сильно ограничены.
Еще раз подчеркну, все это касается мирных времен, когда Великая и Нерушимая стоит прочно. Если же где-то она начинает крениться и сыпаться так, что богу нужны все его инструменты - тогда все становится по-другому. А как - будет проиллюстрировано текстом.
Основные способы заявок на лехта после Золотого Мятежа не изменились. По итогам появилась профильная госструктура, то есть Служба наблюдения Приливов, лехтев получили некоторое количество важных прав, в том числе покидать территорию не только по запросу и отправлять запрос на необходимых специалистов самостоятельно, исключительно регистрируя его в соответствующих структурах. Например, вызов Льеанн во Мьенже прилетел именно так.
А, а еще право открытой связи. И что-то я подозреваю, это тоже из реформ Алакесты.