Подозреваю, что "мода" - еще одно из понятий, на фаэ непереводимое. Как я уже говорил, в обществе не отросло социального слоя, где это явление могло бы развиться.
и далееДля начала дополню, что им и в менталитет не положили потенциально провоцирующих факторов. Для начала, им никто не сказал, что труд - это такое проклятие в поте лица своего. А в силу специфики ранней истории Сердца Мира, там пришлось довольно быстро выкорчевывать положение, что работа - дело
А, и да, двор, при котором владетель бы мог сверкать выжатыми из земли и ее людей модными шмоточками в должности подтиральца правого полупопия государя тоже... ну, не то, чтобы отсутствует, но и старший над местными властными оказывается вынужден пахать как в оное полупопие укушенный - чтобы то, что он имеет вместо земли, держалось. И чем ближе к верху и выше статус - соответственно и знания - тем было очевидней, что все они в одной - тонущей - лодке и работать над тем, чтобы удержать ее на плаву придется всем - разумным людям на своем месте.
Именно в этих условиях формировались и традиционные файские понты - объемом знаний, разработок, мастерства и труда, вложенного - не без того - и в благоденствие своей земли - ну, и своих людей. Именно отсюда растут корни у представления, что ресурсов в мире мало, что достаются они той еще пахотой - и забросить поле и уйти расчищать новое просто некуда, вообще некуда, перебирать придется это - по камешку, ежегодно - и в вещах и людях придется предусмотреть соответствующую прочность. И да, в этих условиях предположить, что значительный, деятельный и способный слой населения по причине наличия у него вторичных половых признаков способен думать исключительно о тряпках и булавках было тоже нереально
По сумме всего этого, у них так и не отросло - ни социального слоя, способного увлечься модой достаточно всерьез, ни ему попутного слоя, готового -выжимать- зарабатывать на этом деньги и превращать ремесло в индустрию. В итоге, как я подозреваю, одежда и общее убранство там так и не перешагнули средневекового представления об оной. То есть, от в определенной степени формы, по которой можно определить статус - место происхождения - деятельность - одежда и прочие не доехало до показателя индивидуальности и обратно к необходимости формы и статусным игрищам. Игрища к тому моменту прочно происходили на другом поле, а при наличии более сложных альтернатив следить за тем, какие на соседе часы и бренды - дело скучное.
Что же и в какой мере у них есть?
Я первым пунктом поясню, чтобы не вводить никого в заблуждение. Аристократические заморочки у фай были еще до становления единого государства в Сердце Мира и были они временами пострашнее наших. Про старые времена и старые правила (обращения со своими детьми, например, как вспоминает папаня Тийе) на момент истории Илье предпочитают не вспоминать и занимающиеся исследованием отдельных их аспектов внушают некоторое подозрение (см. Армираиринн и Рийви). Но Высокие Дома и старые Семьи там есть. И вылезающие понты Старых Семей есть. И двор с приемами есть. И, соответственно, все присущие статусные понты в убранстве и одежде.
Как я сильно подозреваю, статусной одежде фай для столичного праздничного церемониала, особенно связанного с Правящим Домом как стилю лет очень, очень много и все это время она очень мало менялась. Одежда, как можно было заметить по Ботинкам, очень формализованная, с очень четкой инструкцией, кому в каких обстоятельствах на какой визит сколько слоев положено. Кроме того, очень неудобная в ношении, и, я не знаю, видно ли это было в Ботинках - надеюсь, да: там, где Алакеста приглашает Сириуирин в первый раз - что дорогая - что очень дорогая даже для старой столичной Семьи. И при этом требующая соответствующих условий ношения - тот же закатный шелк от воды, например, портится...
С очень малой долей шутки, предположу, что сохранением в обиходе эта одежда обязана в том числе и гхм...отчасти чувством юмора Властного. Не исключено, что некогда это было эмм специфическим способом построить аристократию и заодно пополнить казну - вроде нашего, некогда, налога на бороды. Вам нужно сохранить в обиходе эти многосоставные пафосные шелка и прочие побрякушки? - не вопрос, сохраните. Более того, на официальных мероприятиях они станут обязательными. По уставу. Только вот покупать эту роскошь будете вы. И поддерживать эти производства будут Высокие Дома - да, начиная с Правящего. И возмещать казне средства на поддержание всей этой неразумной роскоши тоже будут они. А кто ж перед всеми остальными участниками гадючничка распишется, что ему не по средствам - да и желания нет, когда в законе прописано? Да нет, были и те, кто расписывались. Благо приложений себя там и кроме столиц немало. Но в среднем - устав значительно проще соблюдать. Тем более, что это дает шансы подобрать под себя одну-другую перспективную Семью, и далее вплоть до отрасли. Тем более, что, как показала практика художенственно-прикладные искусства часто становятся стартом для более сложных, но столь же востребованных областей деятельности (см. историю Сириуирин).
Итак, статусная одежка есть. Статусные понты, связанные с одежкой, есть. Возможность потроллить
Стили у статусной одежки тоже есть, полагаю, что они развиваются, меняютсяи устаревают. Медленно, но все же. Приколы, по поводу, что стиль его парадного одеяния старше стен Белостенной тоже есть. Причем есть еще и туева куча традиционных местных стилей одежки, на которые скорей всего ориентируется местная легкая промышленность.
Впрочем, о понтах статусной одежкой и желании мерчться цацками - я отмечу напоследок, что оно, разумеется, есть. Но вообще в соответствующих кругах это считается доказательством некоторой внутренней незрелости для профессионально пока не состоявшихся. Типа, ну выпендриваться больше нечем, пусть пока повыебывается бирюльками - вроде тех мальчиков, что чешут языками про цацки в истории Ботинок. Они четко показывают, что школяры. Так и ньера Алейнар с самого начала - с камешков в прическе и статусных сапог демонстрирует, что эмм несостоятельное фуфло. Потому что наследнику высокого Дома в его возрасте не пристало.